MENU
Главная » Файлы » Научные статьи » 08.00.00 Экономические науки

Продукты традиционной народной культуры как объект протекционизма в торговле. Луховская О.К., Коробова О.О.
10.05.2012, 10:25
Продукты традиционной народной культуры как объект протекционизма в торговле.

Луховская О.К., Коробова О.О.

Развитие экономики в современной России создает предпосылки и условия для развития культуры, т.е. само развитие экономики в определенной степени зависит от культуры. Из этого следует, что уровень культуры, в основе которого лежат творческие способности ее деятелей, работа исполнителей, материально-вещественные и финансовые ресурсы, которыми располагают институты культуры, выступают опосредованными факторами производства валового внутреннего продукта и национального дохода.

Понятие «культура» понимается как один из базовых регуляторов, определяющих социально-экономическое развитие отдельных регионов страны. Как носитель человеческого капитала, культура включает в себя способности людей, используемые и реализуемые ими как в производственной деятельности, так и вне сферы производства. Развитие культуры находит свое выражение в создании качественно новых материальных и духовных ценностей, являющихся не просто продуктом торговли, но прежде всего результатом творческой деятельности людей, обладающих специфическими, порой уникальными, неповторимыми способностями.

В современной экономической литературе часто используется понятие «культурная политика» или государственная политика в сфере культуры, как совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство, как стратегический инвестор в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры как направление политики, связанное с планированием, проектированием, реализацией и обеспечением культурной жизни государства и общества. Государственная политика рассматривает культуру как компонент устойчивого развития в координации с политикой в других социальных областях. В настоящее время проблемы государственного протекционизма широко обсуждаются в научных периодических изданиях и в средствах массовой информации. На необходимость применения протекционистских мер в современных условиях России указывают такие известные отечественные экономисты как Л.И. Абалкин, А.Г. Гранберг, Д.С. Львов, Н.Я. Петраков, Ю.В. Яременко и др. Однако глубоких теоретических исследований в области протекционизма в сфере культуры пока нет.

За последние годы в различных исследованиях по формированию культурной политики появились новые понятия, такие как: культурные индустрии; услуги в сфере культуры; устойчивое развитие культуры. Культурные индустрии подразумевают деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало. Навык или талант, и которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности.

Основные направления сферы культуры в системе национольной экономики сформулированы в федеральной целевой программе «Культура России»(2001-2005), в основных направлениях социально-экономической политики страны до 2008 года и законодательстве о культуре (Закон РФ от 9.10.1992 г. №23612 «Основы законодательства РФ о культуре»). Следует заметить, что проблемы культурной политики в отличии от конкретных вопросов управления отдельными сферами культуры еще не находятся в центре общественного научного внимания. Необходимы реальные действия по созданию общественно-государственной системы управления сферой культуры, поиску форм демократизации управления, новых экономических механизмов по реализации общественных интересов, поддержки и стимулирования разнообразных видов культурной деятельности и т.д.

В настоящее время имеются также работы, авторы которых рассматривают как общие, так и частные проблемы протекционизма в торговле продуктами национальной народной культуры (далее ТНК). Однако и они не дают целостного представления о проблемах разработки осуществления механизмов реализации данной политики. Кроме того, большинство авторов не придерживаются идеи целостности культурной политики, что осложняет выработку понимания ее сути, особенно в условиях социально-экономических реформ.

Ряд научных работ посвящен рассмотрению различных аспектов культурной политики в условиях модернизации современной России, что в последние годы обусловлено новыми тенденциями социокультурного развития. В современной экономике стали активно сопоставляться различные точки зрения отечественных и зарубежных ученых, в области анализа культурной политики и определения таких категорий как культурный потенциал.

Рассматривая строение системы продуктов ТНК, современные исследователи сталкиваются с немалыми сложностями анализа их экономического содержания, что, прежде всего, связано с особой спецификой их внутреннего содержания и отсутствием единой их классификации как в научной, так и в законодательной практике. Наиболее подробное их определение находим в монографии Луховской О.К. «Управление развитием культурного потенциала регионов России в современной экономике». Автор предлагает под продуктами ТНК понимать результат творческого труда человека, который в рыночной экономике приобретает форму товаров. «Далеко не каждый культурный продукт, - пишет автор, - становится товаром. Овеществленный в продукте труд творца, может оставаться не проданным, в том случае, если культурный продукт не станет товаром. Особенность продуктов ТНК заключается в признании их общественной стоимости далеко за пределами жизни самого автора, в связи с чем анализ трудовой стоимости или затрат на производство художественного продукта начинается не с момента удовлетворения потребности самого производителя – творца, а с момента поступления данного продукта в процесс обмена. Главным условием ценности продукта ТНК, формирования на всех этапах его жизненного цикла экономических форм – товаров и услуг, является актуальность базовых образов или нематериальных ресурсов культуры. Под стоимостью художественного продукта следует понимать затраты всех творческих усилий, осуществляемых творцами из поколения в поколение в материальном и нематериальном производстве. Любые продукты, произведенные в сфере культуры, являются результатом художественной деятельности, а формы базовых образов произведений искусства удовлетворяют, согласно принципу социальной полезности, потребности разных участников экономических отношений, в том числе общества в целом»[2]. Признавая произведения культуры и искусства универсальными, т.е. объектами «культурного наследия» или социально полезными объектами или культурно-базовыми ценностями, удовлетворяющими потребности общества – государство, согласно теории «экономической социодинамики» [1], может реализовать свой автономный интерес опосредовано, используя для этого рыночные механизмы саморегуляции. В частности, оно способно сформировать условия, побуждающие индивидуальных субъектов рынка производить на основе базовых образов культурно-базовые ценности «и потреблять такие блага, которые в конечном счете, обеспечивают удовлетворение соответствующей потребности общества» [1,с. 205].

Технологии продаж продуктов ТНК в значительной мере ориентированы на извлечение выгоды – прибыли, в связи с чем, подлежат контролю со стороны государства на предмет регулирования цен. Государственная политика, прежде всего, должна быть направлена на ускорение темпов экономического развития тех субъектов, которые обеспечивают выгодные условия формирования, воспроизводства и распространения отечественных, социально-значимых для общества культурных продуктов, товаров и услуг. Одним из путей, обеспечивающих эффективность технологий в торговле, выступает протекционизм, определяемый Луховской О.К., как «введение экономических условий поддержки наиболее рациональных из инновационных способов формирования, воспроизводства и распространения социально-значимых для общества продуктов ТНК» [4, с. 12].

В современных научных изданиях мы находим определение категории «протекционистская тенденция». «Эта тенденция свидетельствует о наличии глубинных политико-экономических интересов, стремлений всеми силами защищать отечественных производителей, сохранять рабочие места, поддерживать конкурентоспособность национальных товаров и отраслей. Наиболее широко протекционистская политика осуществляется теми странами, где ведутся структурные преобразования экономики, где имеет место экономическая депрессия и быстро растет конкуренция импорта.»[3, с. 21].

Необходимость протекционизма в современной России обычно связывают с тем, что он необходим для защиты молодых отраслей промышленности. Им требуется время, чтобы окончательно сформироваться и укрепить свои позиции на рынке. По мере же их развития уровень протекционизма будет снижаться, однако достаточно трудно определить реально перспективные отрасли с точки зрения формирования новых сравнительных преимуществ страны. К тому же протекционизм снижает стимулы к повышению эффективности, в результате становление может длиться очень долго.

Специальные меры, вводимые государством, активизируют интерес использования в художественной деятельности тех базовых образов произведений искусств, которые продвигаются государством как ценностные ориентиры. Основным механизмом при этом могут выступить мотивационные меры, применяемые государством – введение условий, создающих экономическую заинтересованность субъектов культуры в снижении издержек за счет экономии на затратах потребления признанных наследием нематериальных культурных ресурсов. Речь идет об объектах, которые содержаться государством. В данном случае, государство преследует главную цель – получение социальной пользы (выгоды) обществом, предоставляя возможность повысить экономический потенциал хозяйственным субъектам деятельности за счет собственной «упущенной» экономической выгоды. Фактором эффективного использования нематериального ресурсного потенциала культуры выступают технологии производства товаров (продуктов) ТНК.

Формирование государством экономически эффективной политики в сфере торговли продуктами ТНК проявляется, прежде всего, в защите интересов отечественных производителей, создании условий инвестиционной привлекательности исторически сложившимся в отечественной культуре ресурсам, сохранения и наращивания потенциала российской культуры, протекции традиций русского народа, производства отечественных культурных продуктов, товаров и услуг. Исходя из этого предполагается, что одним из эффективных экономических механизмов формирования устойчивого развития торговли является государственный протекционизм, экономическая политика, создающая условия развития в области торговли продуктами ТНК.

В тоже время автор монографии «Управление развитием культурного потенциала регионов России в современной экономике» Луховская О.К. считает, что «наиболее характерной чертой государственного протекционизма в сфере культуры является интеграция хозяйствующих субъектов и органов государственного управления в решении задач инновативного развития отечественной культуры. Такая интеграция достигается двумя способами государственного протекционизма:

1. Способом директивного управления (органами государственной власти).

2. Способом партнерского взаимодействия государственных институтов с самостоятельными организациями». [2, с. 98].

Мы предлагаем следующие направления государственного протекционизма. Во-первых, создание на безвозмездной основе условий участия в конкурентной борьбе за право получения государственных инвестиций на обеспечение процессов дальнейшего их вовлечения хозяйствующими субъектами в технологические совокупности творческих процессов профессионального искусства и самодеятельного развития народного творчества.

Во-вторых, организация конкурсного отбора творческих коллективов для участия в коммерческих мероприятиях.

В-третьих, применения следующих методов воздействия на хозяйствующие субъекты:

- предоставление государственного целевого кредита в виде денежных средств либо вещей, иных прав и преимуществ, включая налоговые отсрочки, на возвратной и платной основе от имени государства в порядке, установленном бюджетным или иным законодательством;

-инвестирование, перечисление бюджетных ассигнований, дотаций, субвенций, предоставление кредитов, займов, грантов и выручки от ведения предпринимательской ( для бюджетных организаций) и основной (для организаций других форм собственности) деятельности;

-косвенное стимулирование инновативного технологического развития отечественной культуры, заключающегося в основе своей меры налогового протекционизма и кредитных льгот (упущенной государством экономической выгоды), а также инвестиции в приоритетные направления сохранения отечественных традиций из прибыли до налогообложения.

В-четвертых, создание условий для «коллективного» протекционизма.

В-пятых, государственное регулирование процессов вывоза и ввоза культурных ценностей.

Итак, в современных российских условиях невозможно обойтись без разумного протекционизма в интересах достижения устойчивого экономического роста в области торговли продуктами ТНК. Государству под напором объективных обстоятельств придется вернуться в экономику, для того чтобы скомпенсировать слабости несовершенство рынка, в том числе и с помощью таких рычагов как налоги, цены, госзаказы, кредиты т.п. Они должны способствовать созданию условий для перехода от экономики перераспределения к экономике предложения с ее главным приоритетом – экономическим ростом. Такой тип экономики не может возникнуть иначе как «под зонтиком» разумного протекционизма, под которым мы понимаем комплекс мер включающих во-первых, меры по созданию благоприятных условий для развития отечественного производства художественных продуктов, а во-вторых, по защите национального рынка культуры от конкуренции иностранных фирм в определенных пределах и на определенный срок, необходимый для повышения конкурентоспособности отечественной продукции культуры и проведения мероприятий по совершенствованию техники и технологии художественного производства, а также повышению квалификации народных умельцев, способных обеспечить конкурентоспособность отечественной продукции сначала на местном, а затем и национальном рынке.

Литература.

1. Экономика культуры [Текст]: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 050400 Театроведение / А.Я. Рубинштейн (рук.) и др. ; отв.ред. А.Я. Рубинштейн. – М.: Слово/Slovo, 2005 .

2. Луховская О.К. Управление развитием культурного потенциала регионов России в современной экономике: Монография./ О.К. Луховская. – М.: Московский государственный университет культуры и искусств, 2008. - 396с.

3. Шебарова Н.Н. Механизм формирования соотношения свободы торговли и протекционизма и его воздействие на позиции России в мировой торговле: Диссертация. / Н.Н. Шебарова. – М.: Московский университет потребительской кооперации центросоюза, 2004.

4. Луховская О.К. Регулирование – основа государственного протекционизма в культуре. Вестник МГУКИ №3(15) 2006 часть 2. М.
5. Луховская О.К. Государственный протекционизм нормативного финансирования сферы культуры в современных условиях управления бюджетным процессом [Текст]: Культура: управление, экономика, право – М. Издательская группа юристов, 2005.- №4.
Категория: 08.00.00 Экономические науки | Добавил: GOD | Теги: О.К., протекционизма, Объект, народной, Луховская, культуры, торговле., продукты, КАК, традиционной
Просмотров: 3223 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]