MENU
Главная » Файлы » Научные статьи » 08.00.00 Экономические науки

Культурный потенциала как социально-экономический ресурс национального хозяйства. Луховская O.K., Чернышева О.А.
24.05.2012, 18:38

Культурный потенциала как социально-экономический ресурс национального хозяйства [1]


Луховская O.K., д.э.н., 
зав. кафедры «Экономика и управление предприятий 
торговли и сферы услуг» Ивановского филиала РГТЭУ 

Чернышева О.А., 
ассистент кафедры «Экономика и управление предприятий
торговли и сферы услуг» Ивановского филиала РГТЭУ 



В статье обобщены имеющиеся научные подходы определения категории «культурный потенциал», изложен авторский подход к её формированию как категории экономической и прописаны некоторые аспекты концепции культурного потенциала и его воспроизводства в современной экономике как ресурса национального хозяйства


В широко известных энциклопедиях понятие «культурный потенциал» в чистом его виде практически отсутствует. Его определение мы находим в словарях по культурологии:

 - потенциал культурный - условный показатель, отражающий способность культуры к функционированию, выживанию и развитию при оптимальных социально-экономических условиях той или иной страны [10, С. 391]; 

 - культурный потенциал - это совокупность материальных памятников, научных идей и теорий, религиозно-философских и нравственных учений, общий уровень достигнутой населением грамотности, образования и квалификации, творческая способность данного народа решать проблемные ситуации культурного и духовного плана [5, С. 670-671]. 

В современной литературе исследователи Г.А. Аванесова, Т.Г. Богатырева, Р.С. Гринберг, В.А. Квартальнов, В.Р. Кузьмин, Ф.Ф. Рыбаков, А.Я. Рубинштейн, С.А. Севастьянова, Г.Л. Тульчинский и др. рассматривают лишь некоторые элементы культурного потенциала региона. В работах

практически без определения самой категории «культурный потенциал» как таковой изучаются проблемы использования составляющих в качестве факторов социально-экономического развития региона.

С. А. Севастьянова в монографии «Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства» дает определение историко-культурного потенциала, который она характеризует как включающий в себя всю местную социокультурную среду - язык, обычаи, традиции, верования, особенности бытовой и хозяйственной деятельности [9].

Рассматривая культурный потенциал современного города, автор Т.Р. Азиулина ограничивает его определение рамками фактора формирования нравственных ценностей молодежи. Культурный потенциал интерпретируется ею как комплексное многоуровневое образование, основанное на психической структуре личности, содержащее в себе также ценностно-ориентационные и мотивационные компоненты [1]. В своей диссертации 3. А. Трифонова представляет культурный потенциал как некое пространство, в котором действуют культурные отношения, позволяющие индивидам иметь доступ к ресурсам, а также количество и качество ресурсов культурной сферы. Интерпретируя данное определение в отношении территории, автор рассматривает культурный потенциал как совокупность объективных и субъектных возможностей и факторов, способствующих развитию культурного пространства города или района.

Культурный потенциал в экономической литературе наиболее часто определяется как совокупность трудовых, материальных, финансовых и информационных ресурсов в культуре. По мнению современных исследователей, в его состав включаются «трудовые ресурсы отрасли, сети ее организаций и экономических результатов деятельности, а также емкости рынка культурных благ (потенциал культурной активности населения)» [4, с. 120].

Изучая культурный потенциал в рамках исследования городской среды, В.М. Глазычев определяет культурный потенциал города как «меру способности городского сообщества создавать вновь и поддерживать условия своего развития,...способность городского сообщества к развитию через осознание самого себя» [3]. 

Уделяя основное внимание коммерческой деятельности, авторы все больше склоняются к неизбежной убыточности деятельности в культуре, доказанной ранее как «специфический недуг» В. Баумолем и В. Боуэном, и в связи с этим, ее перевода чисто на содержание государства. Как следствие недостаточно разработанным остается решение проблемы развития отечественной художественной деятельности в качестве основной сферы формирования и воспроизводства культурного потенциала и одного из важных феноменов экономических преобразований в культуре.

Исходя из изложенного, в научной и публицистической литературе чаще всего категория «культурный потенциал» используется как термин общеупотребительного и очевидного характера. Вместе с тем содержание термина «культурный потенциал» далеко не элементарно и его определение в науке как категории экономической должно быть ограничено более или менее отчетливыми рамками.

В основу разрабатываемой концепции культурного потенциала и его использования как социально-экономического фактора национального хозяйства возьмем определение автора, изложенное в [6], где культурный потенциал рассматривается:

1) как совокупность накапливаемых ресурсов культуры, которыми
располагает общество в каждый данный момент, - всех тех возможностей,
запасов, средств и источников, которые: а) находятся в природе или
накапливаются обществом в качестве материальных и духовных результатов
человеческого труда в сфере художественной деятельности, б) сохраняются в
качестве культурных ценностей и объектов культурного наследия;

2) как накопленные и вновь созданные ресурсы культуры, способные неоднократно выступать в качестве факторов производства, удовлетворяя всеобщие культурные потребности, и составляют необходимые условия для мобильности сферы художественной деятельности в современной экономике;

3) как ресурсный источник удовлетворения культурных потребностей общества.

Под резервами культурного потенциала подразумеваются имеющиеся, но еще не использованные в целях его накопления ресурсы, то есть совокупность тех характеристик, предметов, явлений, которые возможно актуализировать для достаточно быстрого их использования в качестве факторов производства. Основным источником резервов в культуре является традиционная народная художественная культура.

Исходя из изложенного, экономическую сущность культурного потенциала следует определять как совокупность накапливаемых экономических ресурсов культуры, которыми располагает общество в каждый данный момент; всех тех возможностей, запасов, средств и источников, которые существуют в качестве экономико-культурных ценностей и объектов культурного наследия, вновь создаются и накапливаются в виде экономических ресурсов культуры, способных неоднократно удовлетворять всеобщие культурные потребности в сфере художественной и культурной деятельности.

Представленное определение требует обоснования в рамках рассматриваемой концепции.

В настоящее время приходит понимание того, что в XXI в. важнейшим элементом национального богатства становится не столько земля и капитал, сколько духовный потенциал общества. В Большом экономическом словаре национальное богатство (national wealth-народное богатство) определяется как «совокупность материальных благ созданных трудом предшествовавших и нынешних поколений и вовлеченных в процесс воспроизводства природных ресурсов, которыми располагает общество» [2, С.246], оно является важной характеристикой экономического потенциала всей страны. По определению [9], национальное богатство «состоит из экономических объектов, существенным признаком которых является возможность получения их собственниками экономической выгоды».

Исходя из основной идеи нашей концепции, культурный потенциал следует определять как ту часть национального богатства, которая создана в сфере культуры (сфере художественной деятельности). Она выделяется из национального богатства как совокупность: во-первых, ресурсов особой экономической природы предназначенных для художественной деятельности (первичные ресурсы), во-вторых, уже созданных художественных продуктов (вторичные ресурсы), предназначенных для реализации. Речь идет об элементах нематериальной культуры и об объектах, имеющих материально-вещную основу, используемых обществом в искусстве (как духовном производстве) и сохраняемых той или иной его социальной ячейкой (например, семьей) в качестве культурного наследия (как традиции), реализуемых в сфере художественной деятельности в качестве товаров и услуг.

Анализируя природу культурного потенциала, следует признать, что
его источником является духовное производство, а именно - искусство,
которое выделено в отраслевой структуре культуры как вид самостоятельной экономической деятельности - подотрасль культуры. В этой связи искусство, рассматриваясь в социально-экономической системе основной сферой формирования культурного потенциала, выступает:

- с одной стороны как область духовного производства;

- с другой стороны как область отраслевого производства. Соединяясь, они образуют экономическое пространство - сферу услуг

- область реализации результатов первой и второй. В этой связи понятна природа «первичных ресурсов» культуры - «элементов производства, поступающих в экономическую систему извне, в отличие от ресурсов, порожденных самой системой» [12] (вторичных ресурсов), а так же различия в содержании «ресурсного потенциала культуры» и «культурного потенциала».

Культурное наследие в совокупности с возможностями, запасами, средствами и источниками образует культурный потенциал. Его содержание шире понятия ресурсный потенциал культуры и искусства, определяемое как совокупность культурного наследия с производственными ресурсами культуры. Суть их различия заключается в том, что в рамках рассматриваемой концепции в ресурсный потенциал культуры и искусства включаются ресурсы, учтенные в отрасли культуры и искусства как активы (материальные и нематериальные), т.е. как собственность (государственная или частная), включенная в отрасль по установленной (оценке) стоимости.

Условие «учтенные ресурсы» введено не случайно. Это связано с особым значением функциональных характеристик культурного потенциала, а именно с наделением их свойством отнесения к национальному имуществу. Под национальным имуществом понимается «часть национального богатства, созданная трудом человека в процессе общественного воспроизводства. Это запас материальных благ, которым общество располагает в каждый данный момент и может использовать для развития производства и непроизводственного потребления. Он существует во всех фазах процесса производства - производственной сфере, в обращении, в сфере потребления и обслуживания населения» [12, С.246]. Применение данного определения в рамках нашей концепции требует определенного разъяснения.

Определяя «потенциал культуры» как научную категорию многие авторы характеризуют его в качестве культурного потенциала, что на наш взгляд не совсем верно. В основу определение «культурного потенциала» закладывается особое свойство составляющих его элементов - способность удовлетворять все потребности общества.

Категорию «потенциал культуры» правильнее идентифицировать с категорией «ресурсный потенциал культуры», т.е. как способным быть использованным для решения какой-либо задачи в определенной области. По нашему мнению дефиницию «ресурсный потенциал культуры» следует определять исходя из экономического предназначения «культурного потенциала» и условий «учета» в каждый данный момент его ресурсов как факторов производства. Принимая во внимание приведенное суждение, «ресурсный потенциал культуры» следует определять как часть культурного потенциала, которая задействована, используется и направлена на удовлетворение производственных потребностей в культуре.

В этой связи, культурный потенциал как категория экономическая в рамках формируемой теории определяется теми источниками, возможностями, средствами, запасами, которые могут быть мобилизованы в культурной деятельности всего общества, включая домохозяйства, а ресурсный потенциал культуры ограничивают использованием в культурной, художественной деятельности, осуществляемой в рамках системы общественного разделения труда (отрасли).

В ресурсный потенциал культуры включаются используемые и латентные, произведенные и непроизведенные, материальные и нематериальные ресурсы, - все ресурсы, появляющиеся в результате юридических или учетных действий.

Объекты культурного потенциала, признанные нематериальным культурным наследием и памятниками истории и культуры, в совокупности представляют культурное наследие. На данные объекты (находящиеся как в государственной: федеральной и муниципальной, так и в частной собственности) распространяются правила государственной охраны, в связи с чем, они подлежат обязательному сохранению и включению в единый государственный реестр.

Исходя из вышеизложенного культурный потенциал следует определять как достаточно сложную по своему содержанию категорию, включающую в себя целый ряд не менее сложных по содержанию элементов.

Материальные ресурсы представляют собой предметы овеществленного труда, аккумулирующие в себе затраты труда и ресурсов, связанных с производством и их эксплуатацией. Существуют понятия абсолютной и относительной ограниченности материальных ресурсов. Относительная ограниченность ресурсов связана с превышением темпов роста их потребления над темпами роста их производства или воспроизводства. Значительная часть материальных ресурсов поступает из невозобновляемых источников традиционной народной культуры. Это связано как с реальной угрозой истощения данных видов сырья, так и с опасными масштабами распространения «грязных технологий» их использования в новых способах демонстрации, существующих в настоящее время.

Нематериальные ресурсы включают нематериальное культурное наследие - обычаи, знания, навыки, предметы, культурные пространства, признанные сообществами в качестве культурного наследия, проявляющиеся в таких областях как устные традиции, исполнительские искусства, обычаи, обряды, празднества; знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами. В совокупности своей они представляют высокое экономическое значение для практических областей культурной, а точнее сказать, художественной деятельности разных исторических периодов.

По мнению разработчиков «Методических рекомендаций по реализации вопросов местного самоуправления в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов» [13], к нематериальным ресурсам также следует отнести и виды самодеятельного народного творчества. К ним авторы относят следующие виды культурной деятельности, все больше исследуемые в науке в качестве «доходных»: занятия в хоровых, хореографических, театральных, фольклорных коллективах, а также студиях изобразительного искусства, народных промыслов и клубных формированиях фотолюбителей, исполнителей духовых оркестровых и вокальных инструментальных произведений, включая клубы по интересам, общественные объединения на базе учреждений культуры.

Провозглашенная ст. 27 Конституции СССР в 1977 году обязанность государства «заботиться об охране, преумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей, повышения их культурного уровня» остается актуальной и по сей день. Дело в том, что в статистике не производится оценка стоимости нематериальных ресурсов народной культуры, вовлеченных в хозяйственный учет. Эти объекты учитываются только в натуральном выражении -художественных/вещных их формах, многие из которых вновь переизданы и признаны под именем нового автора. В этой связи нематериальные ресурсы учитываются в стоимостном выражении лишь частично, например, через включение таких видов издержек, как патенты, авторские права, договоры об аренде, «гудвилл», продаваемые или передаваемые они учитываются как нематериальные непроизводственные активы. Важным условием их учета остается создание и введение их в реестр. К основному способу учета следует отнести материальные носители.

Одним из составляющих культурного потенциала являются передаваемые из поколения в поколение технологии производства художественных продуктов. Речь идет о творческой способности человека - особых ресурсах культурного потенциала, а именно качественных характеристиках знаний и умений трудовых ресурсов.

Трудовые ресурсы в культуре - это часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в сфере культуры. Технологии и трудовые ресурсы входят не только в состав культурного потенциала, но и могут быть включены в состав ресурсного потенциала культуры и искусства.

Творческий процесс формирования продуктов (материальных и нематериальных) культуры имеет экономические характеристики трудовой деятельности, подобные производственному процессу в сфере материального производства, и включает субъекты деятельности, предметы и средства труда. Результатом деятельности является культурный продукт (товар, услуга), поступающий в потребление посредством обмена. В процессе производства, распределения обмена и потребления культурных продуктов и услуг национальным хозяйством, возникают и развиваются экономические отношения.

С точки зрения экономических отношений экономическая природа культуры, выступая в двух видах, формирует культурный потенциал как экономический ресурс. Экономический ресурс культуры представлен культурным продуктом в виде товара или услуги культуры. Товары, услуги культуры, в свою очередь, воздействуют на развитие социально-экономического состояния национального хозяйства страны. Существует и обратная зависимость. Социально-экономическое состояние национального хозяйства формирует потребности в качественно новых и совершенных (уникальных) товарах и услугах культуры. Обновление культурного потенциала как экономического ресурса, ставит задачи перед деятелями культуры по совершенствованию творческой деятельности и т. п.

В рамках нашей концепции, сфера художественной деятельности определяется как область творческой целенаправленной деятельности человека, обеспечивающая:

во-первых, производство материальных (вещных) и нематериальных (духовных) художественных форм и продуктов в области самодеятельного и профессионального искусства;

во-вторых, работ по сохранению и доведению художественных продуктов в подлинном виде до потребителя в качестве услуг, обеспечивающих художественное восприятие и культурное развитие человека.

Определяя культурный потенциал как фактор социально-экономического развития, авторы исходят из выявленной закономерности: постоянный характер удовлетворения культурных потребностей общества происходит: 1. через использование духовных и материальных культурных ценностей в художественной деятельности как ресурсов производства латентных художественных продуктов (первая часть СХД) => в процессе воспроизводства происходит накопление культурного потенциала; 2. через реализацию художественных продуктов в форме услуг, где экономические отношения между покупателями и потребителями в силу особой специфики реализуемого продукта - художественного восприятия - строятся в рамках сферы художественной деятельности.

Исходя из вышеизложенного понятие «художественная деятельность» следует рассматривать как категорию, идентичную понятию «культурная деятельность» в смысле толкования последней как экономической деятельности, выполняемой субъектами, занятыми в сфере художественной деятельности. В этом и заключается одна из особенностей определения границ культурного потенциала в сфере художественной деятельности.

Данное мнение основывается на том, что элементы культурного потенциала, выступая в качестве экономических ресурсов, условно могут быть использованы:

1. на текущее жизнеобеспечение, т.е. обеспечение текущего дохода или уровня потребления взамен утраченного дохода {потребляемая часть). Сюда же следует отнести естественную убыль культурного потенциала в результате устаревания его элементов или природных катаклизмов;

2. в процессах их воспроизводства в новых художественных формах и дальнейшем сохранении их в качестве новых элементов культурного потенциала {накапливаемая часть).

Создание условий для оптимального вовлечения материальных и нематериальных ресурсов, признанных сообществами наследием, в процессы воспроизводства и их рационального размещения между производственными единицами индустрии культуры и других отраслей входит в одну из основных задач государства. Основной задачей формирования такой политики на региональном уровне является, с одной стороны, создание условий для самоорганизации культуры (например, развитие самодеятельного искусства), с другой, - формирование эффективного механизма аллокации ее ресурсов в инновационных процессах ее воспроизводства различными субъектами деятельности.

Под аллокацией ресурсов культуры понимается рациональное размещение созданных многими поколениями культурных ценностей между производственными единицами процессов формирования культурных благ. Речь, прежде всего, идет о преемственности в современных творческих процессах культурно-духовных ценностей, элементов нематериального культурного наследия, наиболее часто используемых межотраслевыми продуктами. Подобные межотраслевые объединения обусловлены многообразием причин их возникновения, прежде всего высокой эффективностью и экономической выгодностью в производстве продуктов культуры, что вызывает необходимость координации процессов управления деятельностью хозяйствующих субъектов, занятых распространением и воспроизводством нематериальных культурных ценностей.

Все это позволяет представить следующие утверждение:

- культурный потенциал следует рассматривать в качестве системообразующего фактора, обеспечивающего формирование целостности сферы художественной деятельности как фактора социально-экономического развития страны;

- культурный потенциал определяет качественную сторону формирования экономического потенциала субъектов деятельности, оцениваемую степенью востребованности его объектов.

Формой такой оценки может выступать: во-первых, полезность элементов культурного потенциала: эффективность, определяемая в результате превышения доходов над затратами их использования; во-вторых, «содержательная сторона элементов культурного потенциала» - социальная полезность их сохранения, которая по мнению современных авторов целесообразно «оценивать через опрос населения» [7].

В целях оценки экономической ценности культурного потенциала как имущества базовую и воспроизводимую части следует идентифицировать в качестве некапитализируемой и капитализируемой соответственно. Некапитализируемая часть - это та часть культурного потенциал, которая включает недоходные объекты культурного наследия в подлинном их виде, для которых извлечение дохода невозможно либо в силу законодательных ограничений (например, объекты религиозного назначения), либо из-за характеристик самого объекта (в частности, произведения монументального искусства, памятные места и др.). Исключение их из экономического оборота в сфере художественной деятельности требует привлечения инвестиций в целях обеспечения сохранения.

Капитализируемая часть, в свою очередь, подлежит исчислению ценности по приносимому ей доходу, т.е. прогнозируемой оценке, устанавливаемой в размере дохода, приносимого от эксплуатации данной части культурного потенциала (как имущества), и предусматривает инвестируемые средства в целях обеспечения приращения ресурсов культуры. Доходные объекты культурного наследия, согласно методики оценки памятников культуры и искусства (2005 г.) с учетом особенностей пользования, владения и распоряжения, установленных законодательством, образуют части соответствующих сегментов рынка обычной недвижимости.

Накапливаемая часть культурного потенциала представляет собой источник формирования отношений собственности в сфере художественной деятельности. Художественные продукты и связанные с их производством ресурсы культуры, созданные автором - его собственными умениями и способностями, следует рассматривать одновременно и как объект его собственности (право собственности) и как элементы культурного потенциала. Таким образом, первоисточником накопления материальных благ являются авторы-носители уникальных ресурсов культуры: носители традиций, умений, способностей, знаний и прочих нематериальных активов. Они выступают субъектами собственности, а элементы культурного потенциала - объектами собственности. Передаваясь из рода в род, созданные авторами художественные ресурсы могут быть унаследованы династиями (рода автора) и сохраняться как «семейная реликвия, наследие» в качестве образца или воспроизводиться в аналогах. Признанные и санкционированные сообществами как наследие художественные ресурсы, накапливаясь в частной собственности как ресурсы самодеятельного искусства, обеспечивают мультипликационный эффект живого труда (в семье, домохозяйстве).

Отчуждение художественных ресурсов является исключительно волей собственника, по решению которого они могут быть переданы в пользование других лиц: проданы, подарены, обменены и т. п. Новый владелец на правах собственности (установленных государством или обществом - традициями, обычаями и т.п.) имеет право как на сохранение авторского оригинала, так и на его видоизменение или ликвидацию. К основным субъектам, обеспечивающим накопление новым владельцам, следует отнести: государство, коллекционеров и субъектов деятельности, использующих созданные произведения искусства в работе (интерпретации, имитации, распространение и т. п.). Последние, как правило (составляют 85% в сфере культуры [13]), формируются в качестве государственных (муниципальных) учреждений или государственных (муниципальных) некоммерческих организаций или муниципальных автономных некоммерческих организаций.

Сами организации культуры, как правило, не являются собственниками (например, арендатор) ресурсов. Собственником выступает государство, которое наделяет организации полномочиями распоряжения ресурсами (в нашем случае художественными) в качестве имущества на правах хозяйственного ведения или оперативного управления, а также бессрочного или постоянного пользования. Собственник (государство) может наложить ограничения прав в распоряжении этим имуществом.

Объектами отношений собственности могут выступать и нематериальные ресурсы культуры. Основным признаком таких отношений выступают их материальные носители. «Отношения собственности - это система исключений из доступа к материальным ресурсам. Отсутствие исключений из доступа к ресурсам, т.е. свободный доступ к ним, означает, что они - ничьи, что они не принадлежат никому или, что то же самое -принадлежат всем. Такие ресурсы не составляют (или пока не составляют) объекта собственности. По поводу их использования не возникают экономические отношения» [11, С. 42]. Исходя из указанных особенностей, большая часть нематериальных ресурсов культуры остается не защищенной правами собственности и доступными для всех. Как правило, к ним относятся народные произведения, элементы нематериального культурного наследия.

Право определения ценности нематериальных объектов остается за обществом, которое признает или не признает их исторически устойчивыми элементами удовлетворения культурных потребностей - универсальными - одинаково полезными, т.е. своим наследием. В этой связи, главным критерием дефиниции «культурно-устойчивые ценности» выступает универсальность - условие, связующее определение нематериальных ресурсов, признанных сообществами наследием с их социально-экономическим значением для общества - признание их в качестве основного ресурса экономического развития страны и социального воспитания общества. При этом необходим механизм их признания на государственном уровне, обеспечивается открытым диалогом с участием правительственных и неправительственные организации, ученых и интеллектуалов. Речь идет не об изобретении новых ценностей, а достижении консенсуса вокруг тех из элементов культурного потенциала, которые могут быть признаны в качестве ресурсов национального хозяйства России.

Изложенная методология формирования и использования культурного потенциала позволяет следовать основным положениям теории мериторики, согласно которой культурный потенциал следует отнести к «интересу общества, который может быть отнесен к обществу в целом» (Р. Масгрейв). Его накапливаемая часть признается сообществами наследием, сохраняемым в качестве экономических ресурсов - культурно-базовых ценностей. Утверждаясь государством, они учитываются в качестве памятников культуры (культурного наследия) и получая развитие в отечественной художественной деятельности, выступают ресурсами формирования новых объектов культурного потенциала, а так же товаров и услуг.

Анализ литературы показывает, что, находясь в поиске разработки основных диллем сохранения культурного потенциала, многие авторы упускают возможность их концептуального решения в собственных границах социально-экономического развития России – через механизм регионально-отраслевого развития сферы художественной деятельности - формирования единого пространства, целостно объединившего субъектов художественной деятельности регионов в воспроизводстве культурного потенциала. Данное противоречие усугубляется проблемой отсутствия научной концепции художественного воспроизводства культурного потенциала как одного из главных ресурсов социально-экономического развития России в современной экономике, в этой связи снижения качества художественного продукта, подмены содержания сферы художественной деятельности, а вместе с тем и сути экономических теорий.



1. Азиулина Т.Р. Культурный потенциал современного города как фактор формирования нравственных ценностей молодежи: Дис. ... канд. Социол. Наук : 22.00.04 : Казань, 2004. 216 с. РГБ ОД. 61:05-22/167

2. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. - М.; Фонд «Правовая культура», 1994. - С.246

3. Глазычев, В.Л. Городская среда. Технологии развития: настольная книга Изд-во «Ладья» -1995 г.

4. Искусство в контексте социальной экономики // Художественная жизнь
современного общества / Редкол.: А. Я. Рубинштейн (гл. ред.) и др., РАН, Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ. -СПб. : Дм. Буланин, 1998. -351 с.

5. Кравченко А.И. Культурология : словарь. - М., 2000. - С. 670-671

6. Луховская O.K. Управление развитием культурного потенциала регионов России в современной экономике. М.: МГУКИ, 2008. - 396 с.

7. Михеева Н.А., Галенсткая Л.Н. Менеджмент в социально-культурной сфере: Учебное пособие.-СПб.:Изд-во Михайлова В.А., 2000 г. - С. 43

8. О мерах, направленных на запрещение, предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности [Текст] / Конвенция ЮНЕСКО от 14.11.1970. // СПС Консультант Плюс.

9. Севастьянова С.А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2007. - 256с.

10. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов-н/Д: изд. «Феникс», 1997 , 640 с.

11. Чарная, И. В. Введение в экономику культуры. - М. : МГУКИ, 2006 (М. : Ротапринт МГУКИ). - 126 с.

12. Экономико-математический словарь: http://slovari.уandex.ru/dict/lopatnikov

13. Методические указания по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов и методические рекомендации по созданию условий развития местного традиционного народного художественного творчества [Текст] : утв. Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ от 25.05.2006 г. №229 [приложение № 1]. – Режим доступа http://mkrf.ru/documentations/

[1] Статья печатается по проекту в рамках открытого конкурса «Проведение поисковых научно-исследовательских работ» № НК-157П
Категория: 08.00.00 Экономические науки | Добавил: GOD | Теги: национального, Луховская, O.K., Культурный, потенциала, КАК, Чернышева, ресурс, хозяйства., Социально-экономический
Просмотров: 4984 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]